Краткий исторический очерк

Ассирийская Церковь Востока зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Персидской. Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и Варфоломей в разное время благовествовали в регионе, а апостол Фома донес благую весть до Индии. Огромная роль в становлении Церкви Востока отводится и апостолу Аддаю (Мар Аддай) из числа так называемых "72 учеников", проповедовавшему в Северной Месопотамии между 37-65 гг. от Р. Х. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице небольшого сирийского государства Осроена при царе Абгаре V Укама. Ученики Мар Аддая - Мар Аггай (65-87 гг.) и Мар Мари (88-121 гг.) - продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии, и именно при Мар Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Поэтому многие исследователи считают его, наряду с его учителем Мар Аддаем, истинным покровителем и основателем престола Ассирийской Церкви Востока - одной из древнейших Церквей мира, с полным правом называемой Апостольской Церковью.

Подробнее...

Памятник Церкви Востока в Китае : Стела Сиань-фу

Воистину, Тот, кто чист и мирен, кто будучи безначальным и происхождением всякого происхождения, непостижимым и невидимым, существующий всегда таинственно, до последнего предела, кто содержит сокрытую ось вселенной, сотворил и дал развитие всякой вещи; подающий таинственно бытие всему множеству мудрецов, будучи первым достойным чести, не Он ли наш Бог (Alaha), Троица единая, существо таинственное, нерожденный и истинный Господь?

Подробнее...

Из истории школ Церкви Востока

В IV в. центром сирийской образованности была академия в Эдессе, связанная с именем Ефрема Сирина и его ближайших преемников и учеников. В V в. она заняла настолько выдающееся положение, что ученики "стекались в нее со всех сторон" и молва о ее учителях доходила не только до Антиохии, но и до византийской столицы.

Характерно, что она была известна под именем "школы персов", В 489 г. академия была закрыта по указу императора Зенона. Глава школы Нарсай с основным составом учителей и учеников был приглашен в Иран, в Нисибин, "город большой, расположенный на границе, куда собираются со всех сторон". Здесь академия переживает новый расцвет. Выходившие из ее стен видные сирийские писатели, представители различных областей знаний и переводчики имели большое влияние на культурную и политическую жизнь Ирана. Но влияние Нисибийской академии не ограничивалось Ираном, оно распространялось на весь сирийский мир, т. е. на массы населения, владевшие сирийским языком и находившиеся под владычеством разных государств. Ее авторитет стоял высоко и в центрах византийской образованности, причем не только в Антиохии сирийской, но и в Александрии и Константинополе.

Подробнее...

Была ли Церковь Востока в подчинении у Антиохии?

Сначала нужно несколько слов сказать о самом раннем периоде в истории Церкви Востока, ее появлении. Апостол Петр свое первое послание завершает приветствием от “Церкви Вавилона” (1 Пет 5:13), что позволяет думать, что уже в его время в “Вавилоне” (так в среде иудеев было принято тогда называть Месопотамию) появилась христианская община. Общины Церкви Востока возникли в Месопотамии и в результате проповеди апостола Фомы, который проповедовал по пути в Индию. Затем здесь проповедовали Аддай и Марий, почитаемые как апостолы Востока. Мар Марий прибыл в парфянскую столицу Селевкию-Ктесифон ок. 80 г. I века. Селевкия-Ктесифон стала традиционным центром Церкви Востока. После воцарения со второй четверти III века зороастрийской династии сасанидов Церковь Востока жестоко страдала от гонений. Персидские мученики Церкви Востока и ее ранние учители, Афраат и Ефрем Сирин, известны всему христианству.

Подробнее...

Мар Апрем Сурйайа (Ефрем Сирин) Из слова о любви

Господь говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37, 39). Желая же показать силу любви, присовокупил Он: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). 

Подробнее...